ЗАПИСЬ В БЛОГ
Как IT-специалисты «Эльдорадо» работали в Covid
2020-й год стал испытанием для ритейла. Пандемия проявилась не только болезнью для покупателей, но и серьезным вызовом для продавцов различных товаров, в том числе крупногабаритной бытовой техники. Маркетплейсы получили конкурентное преимущество, а нам досталась интересная задача — как сохранить долю рынка и уровень сбыта. Решение предложил департамент развития информационных систем.
У компании «Эльдорадо» более 600 торговых площадок, разнесенных по всей стране. В период весенней самоизоляции резко сократилось количество посетителей наших магазинов. Зато резко возросли продажи у маркетплейсов – посредников, которые в своем интернет-магазине предоставляют место разным производителям.

Покупатели ушли в сеть, а наша служба логистики не рассчитана на доставку до каждой квартиры всех товаров. В такой ситуации были нужны быстрые и точные решения. Любая ошибка могла очень дорого обойтись для компании. Вот что мы сделали.

Данные и аналитика

Для начала собрали все данные воедино. Убедились в их полноте и целостности. Оптимизировали системы сбора информации о заказах, хранения и анализа полученных данных. За основу взяли платформу 2ГИС, определили объемы продаж и виды товаров с привязкой к геолокации покупателя в каждом из 200 городов присутствия «Эльдорадо».

Логистика и сбыт

В тех локациях, где наблюдались пики продаж, − организовали доставку через партнерскую сеть компании X5 Retail Group. Теперь покупатели получают наш товар на кассах продуктовых магазинов и в почтовых отделениях.
Нагрузка на транспорт «Эльдорадо» уменьшилась и мы смогли доставлять крупную бытовую технику клиенту домой. При этом доставка в пределах ста километров обходится покупателю менее 500 рублей.

Мобильные сервисы

В наших магазинах технику можно увидеть, потрогать руками, попросить консультанта подобрать подходящую модель. Но на самоизоляции покупатель может полагаться лишь на отзывы в Интернете, а это не всегда объективно – часто такие статьи заказывают торговые организации для увеличения сбыта. На это мы тоже обратили внимание и в сайт «Эльдорадо» интегрировали мобильное приложение, которое сейчас работает в тестовом режиме.
Это решение на фронт-линии мобильных устройств с технологией искусственного интеллекта. Чат-бот помогает подобрать нужную технику, рассказывает, как ее эксплуатировать, дает различные советы и отвечает на вопросы.

Искусственный интеллект изучает историю покупок клиента, страницы сайта, которые тот посещал и товары, которыми интересовался. Сравнивает с акциями «Эльдорадо» в этом регионе и предлагает персональную скидку на несколько товаров сразу. Так чат-бот помогает заказчикам и увеличивает сбыт за счет повторных продаж.

Торговый зал

Тем, кто добрался до витрины в магазине мы подготовили новые ценники с QR-кодом. Наводишь смартфон и на экране появляется описание товара, плюс дополнительная информация: отзывы, рейтинги, возможные акции и скидки. Больше не надо листать каталог на сайте, − просто наведи и смотри.

Время в очереди на кассу тоже сократилось. В торговом зале мы установили POS-терминалы оплаты. Покупатель сам собирает товар в виртуальную корзину и расплачивается картой. Сотрудники магазина получают уведомление о покупке и комплектуют заказ, а система готовит все необходимые документы. Оплату можно произвести и через приложение на смартфоне. Остается только подойти и забрать свой товар.

Внедренные нами решения помогли компании «Эльдорадо» не только пережить время пандемии, но и получить прибыль от онлайн-продаж. Она в 2020 году составила 56% общего оборота компании.

Департамент развития информационных систем предложил еще несколько новинок, но об этом мы расскажем в следующей статье.